Суббота, 16.12.2017, 18:01

Детский сад №9 село Молотицы

Корзина
Ваша корзина пуста
Меню сайта
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Образовательная программа МБДОУ

«УТВЕРЖДАЮ» заведующий МБДОУ № 9 с.Молотицы ____________Н.Б.Белова

Приказ № 33/2 от 28 августа 2015 года 

I Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.1.1. Цель и задачи

1.1.2. Принципы образовательной программы и организация на ее основе образовательного процесса

1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

II Содержательный

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка и учетом программ и методических пособий

2.1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

2.2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2.2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.2.3. Особенности организации образовательной деятельности с особыми категориями детей с детьми, имеющими ярко выраженные способности

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.4. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей

III Организационный

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

3.2. Обеспечение Программы методическими материалами, средствами обучения и воспитания

3.3. Распорядок и режим дня

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.5. Особенности организации развивающей предметно пространственной среды

 Паспорт основной образовательной программы

Наименование ДОУ муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №9 с.Молотицы»

Юридический адрес 602213, РФ, Владимирская область, Муромский район, с. Молотицы, ул. Гагарина, д.25

Фактические адреса: 602213, РФ, Владимирская область, Муромский район, с. Молотицы, ул. Гагарина, д.25

602213, РФ, Владимирская область, Муромский район, д.Прудищи, ул. Молодежная, д.2

Адрес сайта 4036.maaam.ru

Учредитель Управление образования Муромского района Владимирской области.

Режим работы с 7-00 до 17-30

Количество воспитанников на 01.09.2015 год 72

Количество групп по возрастам и их наполняемость 1 разновозрастная группа, первая младшая, вторая младшая, старшая, подготовительная .

Особенности ДОУ МБДОУ № 9 расположено в 2 населённых пунктах

Сведения о разработчиках программы

Настоящая редакция образовательной программы разработана рабочей группой педагогов МБДОУ «Детский сад №9 с.Молотицы», утвержденной приказом №33/2 от « 28 » августа 2015 г., в составе: Заведующий Белова Н.Б., воспитатели: Пеженкова Н.С., Константинова С.А., Еричева Е.Б.,Булатова Н.И.. Митина Т.С. музыкальный руководитель-Бибикова В.Э.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.

2 .Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет- портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..4

3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://government.ru/docs/18312/.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384). 

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785).

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644).

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480).

13. Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)5

14. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08- 249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.

15. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка. Основная образовательная программа разработана рабочей группой педагогов МБДОУ «Детский сад №9 с.Молотицы» в составе: заведующий Белова Н.Б.., воспитатели: .Пеженкова Н.С., Константинова С.А., Еричева Е.Б.,Булатова Н.И.. Митина Т.С. музыкальный руководитель-Бибикова В.Э. Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Данная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

Основная образовательная программа МБДОУ»Детский сад №9 с.Молотицы»( далее Учреждение) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); -«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Учреждение осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов: - Устав МБДОУ «Детский сад №9 с.Молотицы» утверждён начальником управления образования администрации Муромского района приказ от 23.03.2015 года № 91 - ОГРН 1023302155942 - Лицензия на право осуществления образовательной деятельности.

1.1. 1.Цель и задачи реализации программы дошкольного образования Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава МБДОУ, реализуемой примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», приоритетного направления - физического развития дошкольников с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Цель: создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды.

Задачи: 

-Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физического и психического здоровья и эмоционального благополучия.

-Развитие инициативы, как целеполагания и волевого усилия, следование социальным нормам и правилам, развитие самостоятельности и ответственности. -Развитие познавательной инициативы: познавательных действий, интересов, любознательности и предпосылок к учебной деятельности.

-Развитие коммуникативной инициативы: речи как средства общения и культуры, взаимопонимания, поддержания слаженного взаимодействия.

-Развитие творческой инициативы: креативного потенциала каждого ребёнка, как субъекта взаимоотношений с социумом, становление эстетического отношения к окружающему миру. -Воспитание патриотического сознания воспитанников.

Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

 на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1.Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

2.Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

3.Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

4.Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

5.Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

6.Уважительное отношение к результатам детского творчества;

7.Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

8.Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста. обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» осуществляется решение следующих задач

: 1.Воспитание возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

2.От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. 3.Забота о здоровье и всестороннем воспитании детей, совместно с семьей должны чтобы сделать счастливым детство каждого ребенка. 4. Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического).

3. Всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно- уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали). Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Муромского района. Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

1.1.2. Принципы образовательной программы

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Принципы

:  Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

 Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

 Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе  ограниченных возможностей здоровья).

 Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

 Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация  дошкольного образования).

 Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

 Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

 Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

 Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

 1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей. Основными участниками реализации программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. Также осуществляется взаимодействие ДОУ и социума. ((см. Приложение № 1)

Место расположения Возрастная категория Направленность групп Количество групп Количество детей с. Молотицы От 1 до 3 лет Общеразвивающая 4 12 От 3 до 5 лет 11 От 5 до 6 лет 17 От 6 до 7 лет 15 Итого с 1 года до 7 лет 55 человек Д.Прудищи Возрастная категория Направленность группы Количество групп (разновозрастн ая) Количество детей От 1 до 3 лет Общеразвивающая 1 4 От 3 до 5 лет 5 От 5 до 7 лет 8 Итого с 1 года до 7 лет Итого 17 человек Итого количество воспитанников в МБДОУ «Детский сад №9 с.Молотицы» 72 человека Кадровый потенциал Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив ДОУ состоит из 42 человек.

Воспитательно-образовательную работу осуществляют 16 педагогов: из них 13 воспитателей и 1 музыкальный руководитель.

Характеристика кадрового состава 1. По образованию высшее педагогическое образование 2 среднееспециальное педагогическое образование 7 2. По стажу до 5 лет - от 5 до 10 лет 2 от 10 до 15 лет - свыше 15 лет 7 3.По результатам аттестации высшая квалификационная категория 1 первая квалификационная категория 7 не имеют квалификационная категории 0 соответствие занимаемой должности 0 вторая квалификационная категория 1 Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров и обсуживающего персонала.10 Все педагоги своевременно проходят КПК, обучаются на хозрасчётных и проблемных курсах при ВИРО. 100% педагогов владеют навыками пользователя ПК, пройдя обучение на базе ДОУ или освоив компьютер самостоятельно. Повышают свой профессиональный уровень через посещения методических объединений района, прохождение процедуры аттестации, самообразование, семинары педагогов в ДОУ, что способствует повышению профессионального мастерства, положительно влияет на развитие ДОУ. Социальный статус родителей Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество. 2015-2016

Количество детей 72 Количество семей 64 Особенности семьи Полные семьи 46 Не полные 18 Опекуны - многодетные 4 Образование высшее 21 среднее 54 с/спец. 142 н/среднее 11 Социальный состав рабочие 102 служащие 15 домохозяйки 39 предприниматели 3 Работают вахтовым методом 8 Не работающие 14 Возрастные особенности детей подробно сформулированы в программе «От рождения до школы» «От рождения до школы»: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014год. Взаимодействие ДОУ с социумом((см. Приложение № 1)

1.2. Планируемые результаты освоения Программы Целевые ориентиры, сформулированные в ФГОС дошкольного образования Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального11 сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования, следует рассматривать как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

 Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.

 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми

. • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и отражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).12 • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

-->